САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Психологический барьер: эксперты назвали главную проблему экспортеров

20 сентября 2017 г.

Главной целью стратегической сессии «Экспорт: точки роста» являлся сбор информации о ключевых факторах, сдерживающих развитие торгового и производственного комплексов России. Для обсуждения наиболее острых проблем в этой сфере за одним столом собрались ведущие эксперты отрасли из Санкт-Петербурга и регионов страны.

Модератором дискуссии выступила директор по развитию экспортного агентства «АБК Директ», заместитель председателя комитета по развитию экспорта и импорта петербургской «Деловой России» Екатерина Мироненкова.

Одним из ключевых спикеров на мероприятии стал председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев. Эксперт отметил, что в настоящее время уже существуют все необходимые наработки для дальнейшего развития экспорта: «Центр развития и поддержки предпринимательства и Региональный интегрированный центр проводят множество полезных мероприятий в этой сфере. Экспорт растет, развивается. Наиболее показателен пример отрасли легкой промышленности. Совсем недавно сразу 7 петербургских торговых марок были представлены с индивидуальными стендами на международной выставке «Who’s next» в Париже». Эксперт обратил внимание на то, что сейчас необходимо проводить большую образовательную работу, создавать бизнес-инкубаторы для экспорта: «Если вы хотите поставлять продукцию на зарубежные рынки – посмотрите на этот рынок своими глазами и лично познакомьтесь с его спецификой. Инфраструктура поддержки экспорта у нас есть. Главная проблема у предпринимателей кроется в психологическом барьере – страшно выходить за рубеж» - подвел итог Эльгиз Качаев.

С экспертом согласился директор по межрегиональным коммуникациям Российского экспортного центра Дмитрий Макеев: «В первую очередь плодотворной работе мешает незнание существующих услуг, причем не только среди МСП, но и среди крупных корпораций. Второй проблемой является финансирование. Экспортеров останавливает огромное количество документов, которые необходимы для получения денежных средств. И, наконец, третья проблема – это банальное незнание предприятием своих возможностей, а также страх выхода на внешние рынки».

Важность предоставления качественных информационных услуг отметил и директор СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства» Даниил Старковский. Эксперт рассказал, что ЦРПП оказывает полную информационную поддержку экспортерам в том числе в сотрудничестве с общественными объединениями: «Количество экспортеров в Санкт-Петербурге выросло почти в 2 раза. Это говорит о том, что информационная поддержка осуществляется эффективно. Совместно с петербургской «Деловой Россией» мы организовали специальную открытую приемную, которая также будет предоставлять консультации для предпринимателей».

А вот руководитель Нарвского парка производства и логистики Вадим Орлов подчеркнул, что простого желания недостаточно: «Российские экспортеры жалуются, что существуют особенности законодательства, которые мешают продуктивно выходить на внешние рынки. Сейчас продавать продукцию под лейблом «made in Russia» довольно трудно. Это связано со сложными внешнеэкономическими реалиями. Поэтому российские экспортеры зачастую вынуждены локализовать производство в Евросоюзе, в частности – в Эстонии».

На проблемные места указала также заместитель генерального директора ООО «Балтика-Транс» Ирина Капитанова, которая отметила две наиболее важные проблемы: «Глобальная проблема заключается в том, что производители в первую очередь должны думать не о том, что они хотят продать зарубежному покупателю, а о том, что он хочет купить. Локальная – петербургские экспортеры часто не понимают схему работы с таможенными службами, особенности оформления и доставки грузов».

Подводя итог всему вышесказанному Екатерина Мироненкова отметила, что отечественные компании в большинстве своем не понимают, как именно отличается организация бизнеса на внутреннем рынке и за рубежом: «нам приходится заново объяснять предпринимателям как устроен бизнес, разрушать устаревшие стереотипы и устранять психологический барьер».

По итогам дискуссии были собраны предложения экспертов по улучшению условий для развития экспорта. На основе данной информации комитет по развитию экспорта и импорта петербургской «Деловой России» сформирует Дорожную карту, которую передадут в Правительство Санкт-Петербурга.

Перейти к списку новостей